«О проблемах правового регулирования пассажирских перевозок, осуществляемых с использованием интернет-платформ»

Транспортные перевозки являются важнейшей составляющей экономики края, нарушения в функционировании которой существенно влияют на экономическую безопасность государства в целом. Появление на рынке оказания транспортных услуг посредников в виде информационных сервисов, тенденция к увеличению пассажирских перевозок с использованием таких посредников, свидетельствует о необходимости совершенствования законодательства в данной сфере.

Так, на территории края всё большую популярность набирает деятельность по предоставлению некоммерческих услуг по перевозке частным транспортным средством физического лица с помощью размещения необходимой информации на цифровом агрегаторе  —  райдшеринг (от англ. ride — поездка и share — делиться) или карпулинг (от англ. car — автомобиль и pool — объединение).

Договор райдшеринга включает в себя два аспекта: заключение соглашения на перевозку с помощью цифрового посредника (электронного агрегатора) и  осуществление перевозки. Особенностью договора является его заключение посредством информационного агрегатора.

Крупнейшим мировым райдшеринговым сервисом является платформа «BlaBlaCar», объединяющая автовладельцев, у которых есть свободные места в автомобиле, с потенциальными пассажирами. К другим распространенным сервисам можно отнести: «POPUTTI», «Team2Travel», «Unitiki», «Poputchiki».

Отсутствием законодательного регулирования складывающихся в данной сфере правоотношений пользуются недобросовестные водители, оказывающие транспортные услуги без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, при осуществлении неправомерной деятельности нарушаются права потребителей некачественным оказанием перевозки, не размещается в автомобиле необходимая информация.

Согласно информации Межрегионального УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея в подобных ситуациях возникают сложности в оформлении и доказывании факта осуществления водителями перевозок пассажиров по регулярным маршрутам. Так, сотрудники Ространснадзора полномочиями по проведению контрольных закупок, результаты которых являются основным доказательством по административному делу, не обладают.  В этой связи мероприятия по пресечению нелегальной перевозки посредством райдшеринга проводятся сотрудниками Ространснадзора совместно с должностными лицами краевого УГИБДД МВД России.

По данным министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края на вышеуказанных сервисах активно размещаются предложения водителей о заказных перевозках, фактически являющихся регулярными, в следующих муниципальных образованиях: городах Анапе, Армавире, Геленджике, Горячем Ключе, Новороссийске, Краснодаре, Ейском, Кавказском, Кущевском, Славянском, Темрюкском, Тихорецком, Туапсинском, Усть-Лабинском районах.

Ранее, на основании ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» прокурором Тимашевского района в 2017 году подан иск о признании запрещенной к распространению на территории России информации на сайте сервиса «BlaBlaCar». Требования мотивированы тем, что помимо обычных граждан услугами интернет-платформы активно пользуются профессиональные водители, работающие с целью извлечения прибыли на постоянной основе.

Однако суд апелляционной инстанции требования прокурора оставил без удовлетворения, отметив, что правилами сервиса прямо предусмотрено, что в стоимость каждой поездки не включается компенсация затрат водителя, а входят только расходы на топливо, кроме того, сервис принимал меры по блокировке недобросовестных водителей (апелляционное определение краевого суда от 19.12.2017 по делу № 33-41539/2017).

По поручению Заместителя Председателя Правительства России Минтрансом России создана рабочая группа по подготовке предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации с целью урегулирования указанных правоотношений с участием представителей Минэкономразвития России, МВД России, Минкомсвязи России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также представителей экспертного сообщества.

По результатам анализа предложений членов рабочей группы разработан проект федерального закона «О регулировании отношений, возникающих при заключении с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» договоров перевозки пассажиров автомобильным транспортом по заказу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Вместе с тем до настоящего времени законопроект Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации не внесен.

Разрешение проблемных аспектов законодательного регулирования данной деятельности, повышение межведомственного взаимодействия всех заинтересованных органов находится на постоянном контроле прокуратуры края.

В случае нарушения прав, связанных с нелегальной деятельностью перевозчиков с использованием интернет-платформ, граждане вправе обратиться с соответствующим заявлением в Межрегиональное УГАДН по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, УГИБДД МВД России, органы прокуратуры края.

 

 

Прокурор отдела

по надзору за исполнением законов

в сфере экономики управления по

надзору за соблюдением федерального

законодательства прокуратуры края                                                         О.В. Пензина